Табличные информационные модели
Ключевые слова:
В табличных информационных моделях информация об объектах представляется в виде прямоугольной таблицы, состоящей из столбцов и строк.
Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов и многое другое.
Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
1.4.1. Представление данных в табличной форме
В качестве информационных моделей объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, как правило, используются таблицы типа «объект—свойство».
Например, информацию о регионах нашей страны можно представить с помощью таблицы, фрагмент которой приведён в табл. 1.1.
В этой таблице каждая строка содержит информацию об одном объекте — регионе;
столбцы — отдельные характеристики (свойства) рассматриваемых объектов: название, дата образования, площадь и т. д. Т
акие таблицы могут содержать числовую, текстовую и графическую информацию.
Глава 1. Моделирование и формализация
Таблица 1.1
Регионы Российской Федерации
Название |
Дата образования (ДД,ММ,ГГ) |
Площадь (Тыс.км2) |
Население (Тыс.чел) |
Астраханская | 27.12.1943 | 44,1 | 1006,3 |
Архангельская | 23.09.1937 | 587,4 | 1336,5 |
Белгородская | 06.01.1954 | 27,1 | 1511,6 |
Владимирская | 14.08.1944 | 29,0 | 1524,0 |
Вологодская | 23.09.1937 | 145,7 | 1269,6 |
Воронежская | 13.09.1934 | 52,4 | 2378,8 |
Калужская | 05.07.1947 | 29,9 | 1041,6 |
В пустую строку таблицы вы можете записать информацию о своём регионе.
В таблицах типа «объект—объект» отражается взаимосвязь между объектами одного или нескольких классов.
Например, в школьных журналах есть таблица «Сведения о количестве уроков, пропущенных обучающимися»; её фрагмент представлен в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Сведения о пропусках уроков
№ | Учащиеся | Месяц:январь | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Число | |||||||
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | ||
1 | Акуленко Иван | ||||||
2 | Баранов Владимир | 6 | 6 | 6 | |||
3 | Варнаков Олег | ||||||
4 | Егорова Виктория | 5 | 6 | 1 | |||
5 | Машкова Карина | 6 |
В этой таблице отражена связь «количество пропущенных уроков» между объектами класса «Учащиеся» и объектами класса «Число».
Табличные информационные модели
В таблице «Расстояния между городами» (табл. 1.3) представлены расстояния между парами объектов, принадлежащих одному классу «Город».
Создайте эту таблицу в текстовом редакторе и добавьте в свободные строку и столбец информацию о своём населённом пункте.
Таблица 1.3
Расстояния между городами (км)
Город | Город | ||||
---|---|---|---|---|---|
Москва | Петрозаводск | Самара | Казань | ||
Москва | 1076 | 1009 | 815 | ||
Петрозаводск | 1076 | 2145 | 1891 | ||
Самара | 2145 | 631 | |||
Казань | 815 | 1891 | 631 |
В форме таблицы «объект—объект» можно представить информацию о наличии границ
(сухопутной, морской, озёрной, речной) России с другими странами; её фрагмент представлен в табл. 1.4.
Граница Российской Федерации
Страна | Граница | |||
---|---|---|---|---|
Сухопутная | Речная | Озерная | Морская | |
Норвегия | 1 | 1 | 0 | 1 |
Финляндия | 1 | 1 | 1 | 1 |
Латвия | 1 | 1 | 1 | 0 |
Корея | 0 | 1 | 0 | 1 |
Япония | 0 | 0 | 0 | 0 |
Если граница соответствующего вида есть, то в нужную ячейку ставится 1, а если нет — О.
Важная особенность этой таблицы состоит в том, что в ней фиксируются не количественные («Сколько?»), а качественные свойства (наличие/отсутствие связи между объектами).
Вопросы и задания
1)Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебнике? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?
2)Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями? Приведите пример.
3)Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы имеете дело:
а) на уроках в школе;
б) в повседневной жизни.
4)К какому типу относится таблица «Табель успеваемости», расположенная в конце вашего дневника?
5)Узнайте, в каких случаях в ячейку таблицы ставится знак «х». Почему мы использовали этот знак в таблице (пример 2)?
Самое главное
В табличных информационных моделях информация об объекте или процессе представляется в виде прямоугольной таблицы, состоящей из столбцов и строк. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
Таблица типа «объект—свойство» — это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.
Таблица типа «объект—объект» — это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам