Сайт учителя

Тинькова Е.Н.

Урок 3


Моделирование как метод познания

Ключевые слова:

1.1.1. Модели и моделирование

Человек стремится познать объекты (предметы, процессы, явле­ния) окружающего мира, т. е. понять, как устроен конкретный объ­ект, каковы его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с другими объектами. Для решения многих практи­ческих задач важно знать:

  • как изменятся характеристики объекта при определённом воздей­ствии на него со стороны других объектов («Что будет, если...?»);
  • какое надо произвести воздействие на объект, чтобы изменить
    его свойства в соответствии с новыми требованиями («Как сде­лать, чтобы...?»);
  • какое сочетание характеристик объекта является наилучшим в
    заданных условиях («Как сделать лучше?»).

Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование, состоящее в создании и исследовании упрощённых заменителей реальных объектов. Объект-заменитель принято называть моделью, а исходный объект – прототипом или оригиналом.

 Примеры моделей приведены на рис.1.1.

Рис.1.1. Примеры моделей

 

 К созданию моделей прибегают, когда исследуемый объект слишком велик (Солнечная система) или слишком мал(атом), когда процесс протекает очень быстро(переработка топлива в двигателе внутреннего сгорания) или очень медленно(геологические процессы), когда исследование объекта может оказаться опасным для окружающих(атомный взрыв), привести к разрушению его самого (проверка сейсмических свойств высотного здания) или когда здание реально объекта очень дорого( новое архитектурное решение) т.д.

Модель не является точной копией объекта-оригинала: она  отражает только часть его свойств, отношений и особенностей поведения. Чем больше признаков объекта отражает модель, тем она полнее. Однако отразить в модели все признаки объекта-оригинала невоз­можно, а чаще всего и не нужно. Признаки объекта-оригинала, кото­рые должны быть воспроизведены в модели, определяются целью моделирования — назначением будущей модели. Эти признаки на­зываются существенными для данной модели с точки зрения цели моделирования.

Подумайте, какие признаки объекта «театр» будут существенными при создании его модели с точки зрения: 1) строительной компании, занимаю­щейся возведением здания театра; 2) режиссёра, готовящего постановку нового спектакля; 3) кассира, продающего билеты; 4) зрителя, собирающе­гося посетить представление.

Модель — это новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления.

Моделирование — метод познания, заключающийся в создании и ис­следовании моделей.

Поскольку любая модель всегда отражает только часть признаков оригинала, можно создавать и использовать разные модели одного и того же объекта. Например: мяч может воспроизвести только одно свойство Земли — её форму, обычный глобус отражает ещё расположе­ние материков, а глобус, входящий в состав действующей модели Сол­нечной системы, — ещё и траекторию движения Земли вокруг Солнца.

Отразить в модели признаки оригинала можно разными способами.

Во-первых, признаки можно скопировать, воспроизвести. Такую модель называют натурной (материальной). Примерами натурных моделей являются муляжи и макеты — уменьшенные или увеличен­ные копии, воспроизводящие внешний вид моделируемого объекта (глобус), его структуру (модель Солнечной системы) или поведение (радиоуправляемая модель автомобиля).

Во-вторых, признаки оригинала можно описать на одном из язы­ков представления (кодирования) информации — дать словесное описание, привести формулу, схему или чертёж и т. д. Такую модель называют информационной. В дальнейшем мы будем рассматривать именно информационные модели.

Информационная модель — описание объекта-оригинала на одном из языков представления (кодирования) информации.

1.1.2. Этапы построения информационной модели

Любая модель строится для решения некоторой задачи. Построе­ние информационной модели начинается с анализа условия этой задачи, выраженного на естественном языке (рис. 1.2).

В результате анализа условия задачи определяется объект модели­рования и цель моделирования.

После определения цели моделирования в объекте моделирования выделяются свойства, основные части и связи между ними, сущест­венные с точки зрения именно этой цели. При этом должно быть чётко определено, что дано (какие исходные данные известны, какие данные допустимы) и что требуется найти в решаемой задаче. Также должны быть указаны связи между исходными данными и результа­тами.

Следующим этапом построения информационной модели являет­ся формализация — представление выявленных связей и выделен­ных существенных признаков объекта моделирования в некоторой форме (словесное описание, таблица, рисунок, схема, чертёж, фор­мула, алгоритм, компьютерная программа и т. д.).

Формализация — это замена реального объекта его формальным описанием, т. е. его информационной моделью.

 

Рис. 1.2. Этапы создания информационной модели

Пример. Ученик 9 класса к уроку литературы должен выучить наизусть три первые строфы первой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», содержащие 42 строки. Сколько ему потребуется времени на выполнение этого задания, если первую строку он может запомнить за 5 секунд, а на запоминание каждой следующей строки ему требуется времени на 2 секунды больше, чем на запоминание предыдущей строки?

В данном случае объектом моделирования является процесс за­поминания стихотворения учеником; цель моделирования состоит в том, чтобы получить формулу для расчёта времени, необходимого ученику для заучивания стихотворения.

С точки зрения цели моделирования, существенной является сле­дующая информация: время запоминания первой строки (5 секунд);

разница во времени запоминания очередной и предыдущей строк (2 секунды); количество строк, подлежащих запоминанию (42 стро­ки). Это исходные

данные. Результатом должно стать время, необхо­димое для заучивания всех 42 строк фрагмента романа.

Так как время для заучивания каждой строки, начиная со второй, получается добавлением ко времени, требуемому для заучивания предыдуще строки, постоянного числа, то можно говорить об ариф­метической прогрессии:

5, 7, 9, 11, ...

Первым членом этой прогрессии является аг = 5, разность про­грессии d = 10, число членов прогрессии п — 42.

Из курса алгебры известна формула для вычисления суммы п пер­вых членов арифметической прогрессии:

Эта формула и является искомой информационной моделью. С её по­мощью самостоятельно вычислите время, необходимое ученику для заучи­вания       стихотворения.

Информационные модели существуют отдельно от объектов моделирования и могут подвергаться обработке независимо от них. Построив иформационную модель, человек использует её вместо объекта-оригинала для исследования этого объекта, решения поставленной задачи.

По адресу http://earth.google.com/intl/ru/ размещено приложение «Google Планета Земля», предоставляющее возможность путешествовать по нашей       планете, не вставая с кресла. Это трёхмерная модель планеты, перемещаясь по которой вы можете: просматривать спутниковые фотогра­фии земной       поверхности; осматривать города, отдельные здания и все­мирно известные достопримечательности в трёхмерном изображении; исследовать                   отдалённые галактики, созвездия и планеты; совершать путе­шествия в прошлое и т. д.

1.1.3. Классификация информационных моделей

Существует множество вариантов классификации информационных моделей. Рассмотрим некоторые из них.

Если взять за основу классификации предметную область, то мож­но выделить физические, экологические, экономические, социологические и другие модели.

В зависимости от учёта фактора времени выделяют динамические (изменяющиеся с течением времени) и статические (не изменяющиеся с течением времени) модели.

В зависимости от формы представления информации об объекте моделирования различают знаковые, образные и смешанные (образно-знаковые) виды информационных моделей.

Знаковые информационные модели строятся с использованием различных естественных и формальных языков (знаковых систем). Знаковая информационная модель может быть представлена в форме текста на естественном языке или программы на языке программирования, в виде формулы и т. д.

Образные информационные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации.

В смешанных информационных моделях сочетаются образные и знаковые элементы. Примерами смешанных информационных моделей могут служить географические карты, графики, диаграммы и пр. Во всех этих моделях используются одновременно и графические элементы, и знаки.


Вопросы и задания

1.Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику.Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

2.Какие в зависимости от учета фактора времени выделяют модели?

3.Какие элементы сочетаются в смешанных информационных моделях?

4.В чем может быть представлена знаковая информационная модель?

5. Замена реального объекта его формальным описанием, т. е. его информационной моделью-это...

6.Напишите формулу искомой информационной моделью.

7.Что такое моделирование?

8.Что важно знать для решения практических задач?

9.Как принято называть объект-заменитель?

10.Как принято называть исходный проект?


Самое главное

По форме представления различают образные, знаковые и сме­шанные (образно-знаковые) информационные модели.

Цель моделирования (назначение будущей модели) определяет признаки объекта-оригинала, которые должны быть воспроизведены в модели.

Различают натурные и информационные модели. Натурные моде­ли — реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде вос­производящие внешний вид, структуру или поведение моделируемо­го объекта. Информационные модели — описания объекта-оригина­ла на одном из языков кодирования информации.

Формализация — процесс замены реального объекта его формаль­ным описанием, т. е. его информационной моделью.Модель — это новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления.Моделирование — метод познания, заключающийся в создании и исследовании моделей.Цель моделирования (назначение будущей модели) определяет признаки объекта-оригинала, которые должны быть воспроизведены в модели.


 

Block title

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей