Информационные ресурсы и сервисы Интернета
Ключевые слова:
• электронная почта
Сеть Интернет привлекает пользователей своими информационными ресурсами и сервисами (услугами), наиболее востребованными из которых в настоящее время являются:
• Всемирная паутина;
• файловые архивы;
• электронная почта;
• сервисы коллективного взаимодействия (форум ,телеконференция, чат, социальная сеть).
Для того чтобы пользоваться сервисами Интернета, необходимо пройти на соответствующих сайтах авторизацию (регистрацию), т. е. ввести в специальную форму свои логин и пароль.
4.3.3. Электронная почта
Электронная почта (e-mail) это система обмена сообщениями (письмами) между абонентами компьютерных сетей. Она имеет ряд преимуществ перед обычной почтой, а именно:
- высокую скорость пересылки сообщений;
- возможность пересылки кроме текстовых документов прикреплённых файлов, содержащих графику, звук и др.;
- возможность одновременной рассылки письма сразу нескольким
адресатам.
В настоящее время электронная почта (почтовая служба) является одной из основных служб Интернета. Любой пользователь Интернета может завести свой почтовый ящик поименованную область дисковой памяти на почтовом сервере своего провайдера, куда будет помещаться входящая и исходящая корреспонденция. Пользователь, зарегистрировавший свой почтовый ящик, получает адрес электронной почты, который имеет вид:
<имя_пользователя>@<имя_сервера>
Первая часть (<имя_пользователя>) выбирается самим пользователем; вторая часть (<имя_сервера>) жёстко связана с сервером, на котором пользователь зарегистрировал свой почтовый ящик. Разделителем частей адреса служит символ @.
Ниже приведён пример адреса электронной почты:
Схема работы электронной почты представлена на рис. 4.6.
В отличие от других сервисов Интернета, электронная почта используют не один, а два протокола:
- протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol простейший протокол
передачи сообщений) — для отправки почты; - протокол РОРЗ (Post Office Protocol 3 — протокол почтового отделения, версия 3} —для приёма почты.
Так как отправлять почту имеет право кто угодно и кому угодно, то протокол SMTP не предполагает идентификацию отправителя. Получить письмо должен именно тот, кому оно адресовано; тут необходима идентификация получателя (по логину и паролю), которая и обеспечивается протоколом РОРЗ.
Просматривать сообщения электронной почты пользователи могут либо с помощью специальных программ (почтовых клиентов), либо посредством web-интерфейса.
У каждого из этих способов есть свои достоинства и недостатки. Преимуществом почтовых клиентов является то, что при их использовании нет необходимости постоянного соединения с Интернетом. Интернет нужен на непродолжительное время для загрузки сообщений с почтового сервера на компьютер пользователя. Вся корреспонденция пользователя (и полученная, и отправленная) сохраняется на этом компьютере. Недостатком этого способа является то, что доступ к почтовому ящику осуществляется только с того компьютера, на котором установлен почтовый клиент, настроенный на конкретного пользователя.
При использовании web-интерфейса работа с электронной почтой осуществляется с помощью браузера, в окно которого загружена специальная гипертекстовая страница сайта почтовой службы. При этом вся корреспонденция пользователя хранится в его почтовом ящике на сервере почтовой службы. Доступ к сообщениям осуществляется с любого компьютера, подключённого к сети, однако для чтения корреспонденции в этом случае необходимо наличие подключения к Интернету.
В настоящее время наиболее популярными почтовыми клиентами являются Microsoft Outlook Express (входит в стандартную поставку ОС семейства Microsoft Windows) и Mozilla Thrunderbird (рис. 4.7).
Примером почтовой службы является mail.ru крупнейшая в России система электронной почты.
Рис. 4.7. Логотипы наиболее распространённых Microsoft Outlook Express и Mozilla Thrunderbird
В наше время широкое распространение получил сервис мгновенного обмена небольшими текстовыми сообщениями в реальном времени. ICQ наиболее известная программа, используемая для этой цели. Каждому пользователю ICO присваивается личный номер ICQ. В отличие от электронной почты, в которой имеется возможность отложенной доставки сообщения, сообщения в ICQ передаются в режиме реального времени.
4.3.4. Сетевое коллективное взаимодействие
Пользователи сети имеют возможность принимать участие в различных формах коллективного взаимодействия телеконференциях, форумах, чатах, социальных сетях.
Телеконференция - это система обмена информацией на определённую тему между пользователями сети. Она не ограничена временем и может продолжаться месяцами и годами. Сначала в компьютерной сети объявляется открытие конференции на определённую тему. Телеконференция получает свой электронный адрес. Затем проводится подписка на участие в данной телеконференции. После этого каждый пользователь, подписавшийся на конференцию, получает все её материалы в свой почтовый ящик. В свою очередь, посылая письмо в адрес конференции, пользователь знает, что оно дойдёт до всех её участников. Большинство конференций регулируются модераторами участниками, в обязанности которых входит просмотр посланий и вынесение решений публиковать данные послания (рассылать всем участникам конференции) или нет.
Для организации общения посетителей web-сайта организуются web-форумы. Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Зарегистрированные на сайте пользователи, посылая свои сообщения, могут создавать внутри разделов темы и вести обсуждения в рамках этих тем. Сообщение и все ответы на него образуют «ветку» форума. Незарегистрированные пользователи получают статус гостей, которые могут просматривать ветки форума, но не имеют права принимать участие в обсуждениях. За соблюдением правил следят модераторы, имеющие право редактировать, перемещать и удалять чужие сообщения в определённом разделе или теме.
Чат (англ. chat болтать) сервис группового общения, предполагающего обмен сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени. Характерной особенностью является коммуникация именно в реальном времени, что отличает чат от форума.
В последнее время среди пользователей Интернета широкое распространение получили социальные сети интерактивные многопользовательские web-сайты, содержание (контекст) которых создаётся самими участниками сети. Такие сайты представляют собой автоматизированные социальные среды, позволяющие общаться группам пользователей, объединённых общими интересами.
4.3.5. Сетевой этикет
В сети Интернет существуют негласные правила поведения, так называемый сетевой этикет. Кратко, суть сетевого этикета может быть выражена одной фразой: «Уважайте своих невидимых партнёров по Сети!».
Приведём основные правила сетевого этикета, которых желательно придерживаться в почтовой переписке, а также при использовании других сервисов сети Интернет
- Ясно идентифицируйте себя.
- Знайте и уважайте своего адресата.
- Указывайте тему сообщения.
- Пишите грамотно, кратко; давайте чёткий ответ на поставленный вопрос.
- В текстовых сообщениях можете выражать эмоции с помощью небольших рисунков, называемых смайликами.
- Не запрашивайте подтверждение получения сообщения без надобности.
- Не допускайте спама бессодержательных, навязчивых или грубых
сообщений в адрес другого лица или группы лиц. - Не надейтесь на полную конфиденциальность переписки.
Вопросы и задания
1)Ознакомьтесь с текстом параграфа.
2)Каковы основные преимущества электронной почты перед обычной почтой?
3)Какова структура электронного адреса?Опишите в общих чертах схему работы электронной почты
4)Представьте, что вам нужно связаться с малознакомым или
очень занятым человеком. Вам удалось получить номер мобильного телефона и электронный адрес этого человека. Каким
видом связи, по вашему мнению, удобнее воспользоваться в этой ситуации? Обоснуйте свой ответ.
5)Что вы знаете о социальных сетях? Подготовьте небольшое сообщение.
6)Каково основное правило сетевого этикета?
Самое главное
Электронная почта (e-mail) система обмена сообщениями (письмами) между абонентами компьютерных сетей.
Основные формы коллективного взаимодействия телеконференции, форумы, чаты, социальные сети.