Создание графических изображений
Ключевые слова:
- графический редактор
- растровый графический редактор
- векторный графический редактор
- интерфейс графических редакторов
- палитра графического редактора
- инструменты графического редактора
- графические примитивы
Графический редактор-компьютерная программа ,позволяющая создавать и редактировать изображения.
Различают растровые и векторные графические редакторы.
3.3.1.Интерфейс графических редакторов
Примером простейшего растрового графического редактора является программа Microsoft Paint, которая поставляется вместе с операционной системой Windows. Окно этой программы представлено на рис. 3.11.
Значительно больше возможностей имеет растровый графический редактор Gimp ,версии которого существуют для различных OC и распространяются как свободное программное обеспечение. Gimp можно использовать для обработки фотографий ,создания графических композиций , создания элементов дизайна web-страниц и многого другого .
Изображение- основной объект ,с которым работает Gimp .Сложное изображение ,как правило ,состоит из нескольких слоёв .Слои можно сравнить с накладываемыми друг на друга прозрачными плёнками с фрагментами изображения. Слои дают возможность посмотреть на всю композицию целиком ,оставляя её при этом "несклеенной" .Их можно перемещать в любое место изображения ,менять местами в стопке, дублировать .
Рассмотрим основные элементы интерфейса приложения Gimp (рис. 3.12).
Вдоль верхнего края окна программы располагается строка заголовка ,содержащая информацию об изображении (имя файла, размер изображения в пикселях ),имя программы и кнопки управления ,с помощью которых можно изменить размер окна ,свернуть его или закрыть.
Ниже строки заголовка расположена строка меню ,содержащая названия групп команд ,объединённых по функциональному признаку .Каждое слово в этой строке -кнопка ,открывающая список команд. Рядом со словами-командами могут быть дополнительные символы :
- многоточие означает,что перед выполнением команды у пользователя будет запрошена дополнительная информация чрез диалоговое окно ;
- треугольник-стрелка означает, что этот пункт открывает вход в следующее меню;
- "галочка" рядом с командой означает ,что эта команда в настоящий момент активна ;
- комбинация клавиш справа от названия команды-это альтернативный вариант запуска команды с помощью клавиатуры .
Работа в редакторе осуществляется с помощью инструментов. Панель инструментов размещена в левой части окна и содержит пиктограммы , соответствующие инструментам .Под ней,как правило ,в диалоговом окне отображаются параметры выбранного инструмента -прикреплен диалог Параметры инструментов.
Центральную часть занимает окно изображения .Каждое изображение в Gimp отображается в отдельном окне .Можно открыть одновременно столько изображений ,сколько позволяют ресурсы компьютера.
Под окном изображения расположена область статуса ,содержащая название активного слоя, а также информацию о единицах измерения изображения ,его масштабе и занимаемой изображением памяти.
Графический редактор gimp имеет множество диалоговых окон ,которые принято группировать ,используя панели. На панелях каждое диагональное окно находится на своей странице (вкладке) и вызывается щелчком на заголовке страницы вверху панели.
По умолчанию в Gimp отображаются две панели :
- панель слоёв, каналов ,контуров и путей ,позволяющая управлять слоями активного изображения ;
- панель кистей ,текстур и градиентов ,позволяющая управлять параметрами кистей, текстур и градиентов.
3.3.2. Некоторые приемы работы в растровом и графическом редакторе
Для рисования нужен холст (рабочая область ), краски и инструменты .
В каждом графическом редакторе есть возможность установить нужные размеры рабочей области .так в графическом редакторе Gimp в меню Файл можно выбрать команду Создать... и с её помощью установить нужные размеры рабочей области .
Рассмотрим более подробно инструменты графического редактора Gimp .Их можно объединить в следующие группы :
- инструменты выделения ,необходимые для определения областей обработки изображения :Прямоугольное выделение ,Эллиптическое выделение , свободное выделение ,Выделение смежных областей ,Выделение по цвету ,Выделение переднего плана ,умные ножницы (выделение фигур при помощи распознавания краёв) :
- инструменты рисования ,предназначенные для работы с точками изображения : Ластик (стирание до фона или до прозрачности),Аэрограф (рисование кистью с переменным давлением) ,Перо (каллиграфическое рисование ), Штамп(выборочное копирование из изображения при помощи кисти ),Лечебная кисть ("лечит" дефекты в изображении ), Размазывание (выборочное размазывание кистью), Карандаш, Кисть,Градиентная заливка, Размывание-Резкость, Осветление-Затемнение ,Плоская заливка;
- инструменты преобразования ,предназначенные для работы с выделенными областями ,контурами или слоями изображения:Выравнивание ,Масштаб ,Наклон, Перспектива ,Зеркало, Преобразование по рамке.
- инструменты цвета ,предназначенные для корректировки различных характеристик цвета (яркости ,насыщенности,контрастности и пр.) в активном слое или выделенной области;
- прочие инструменты- Контуры, Измеритель ,Пипетка, Лупа,Текст.
Во многих графических редакторах реализована возможность конструирования цвета на основе цветовой модели HSB (по первым буквам английских слов Hue — цветовой тон (оттенок), Saturation — насыщенность (контраст), Brightness — яркость).
Окно конструирования цвета в графическом редакторе Paint открывается командой Палитра-Изменить палитру-Определить цвет. Сначала выбирается цвет в радуге (перемещение крестообразного указателя слева направо), потом устанавливается его контрастность (перемещение того же указателя сверху вниз), а затем перемещением треугольного указателя задаётся яркость (рис. 3.13).
Такие инструменты рисования, как Карандаш и Кисть, пользователь перемещает по экрану с помощью мыши. Получить таким способом нужную линию под силу только опытному пользователю, к тому же хорошо владеющему обычными карандашом и кистью. Начинающему художнику лучше всего использовать в своей работе инструменты, позволяющие не только строить контур изображения, но и вносить в него правки. Так, в Gimp с помощью инструмента Контуры путём последовательного уточнения простых контуров можно строить достаточно сложные графические изображения (рис. 3.14).
Инструменты растровых графических редакторов позволяют соединять в один рисунок ранее созданные и сохранённые в файлах изображения и их фрагменты (рис. 3.15).
Графический редактор Paint ориентирован на процесс рисования простых изображений и на комбинирование готовых фрагментов. Большинство растровых графических редакторов предназначены не столько для создания изображений, сколько для их обработки (Adobe Photoshop, Gimp). Они позволяют изменять цветовую палитру всего изображения и цвет каждого отдельного пикселя, проводить художественную обработку графических изображений (рис. 3.16).
3.3.3.Особенности создания изображений в векторных графических редакторах
Конструирование сложных графических изображений и простых геометрических фигур (графических примитивов )-основная идея векторных графических редакторов .Особенности работы в векторных графических редакторах рассмотрим на примере редактора OpenOfice.org Drow.
К графическим примитивам в Draw относятся : линии и стрелки ;прямоугольники ;окружности; эллипсы ,дуги, сегменты и секторы ; кривые ;фигуры-символы ,выноски ,звёзды ;соединительные линии ; трёхмерные объекты (куб,шар,цилиндр и т.д.); текстовые объекты и т.д. (рис.3.17).
Можно изменять свойства графического примитива, выбирая стиль, толщину и цвет контура фигуры, а также разные варианты заливки внутренней области и др. (рис. 3.18).
Векторный графический редактор воспринимает каждый графический примитив как отдельный объект, который можно преобразовывать — уменьшать и увеличивать, поворачивать, наклонять, использовать другие самые невероятные эффекты. Предварительно объект должен быть выделен. Для этого следует выбрать инструмент Выделение объекта jjQ и щёлкнуть на нужном изображении. Так могут быть выделены мельчайшие графические примитивы, а также фигуры, имеющие достаточно причудливую форму. Так как каждый объект в векторном рисунке является независимым от других, то его изменение или удаление никак не затронет другие части рисунка (рис. 3.19).
Каждый графический примитив рисуется в новом слое. Это позволяет создавать сложные изображения, накладывая объекты друг на друга (рис. 3.20).
Существует возможность изменения порядка расположения графических объектов друг относительно друга: слой с выделенным объектом можно поместить на передний план, на задний план, а также на один слой вперёд или назад.
Отдельные графические примитивы можно преобразовать в единый объект (сгруппировать). С полученным объектом можно проводить те же действия, что и с исходными объектами. Сложный объект, состоящий из нескольких примитивов, можно разгруппировать, разбив его на отдельные элементарные объекты.
Программные средства для работы с векторной графикой предназначены преимущественно для создания изображений, а не для их обработки. Программы векторной графики широко используют в конструкторских и дизайнерских бюро, рекламных агентствах, редакциях и издательствах.
Одним из самых мощных векторных графических редакторов является CorelDraw, позволяющий не только создавать очень сложные графические объекты, но и выполнять трансформации одного объекта в другой. По заранее подготовленным исходному и конечному рисункам программа сама выполнит все необходимые расчёты и выведет на экран заданное вами множество промежуточных рисунков, наглядно представляющих, например, «превращение» мухи в слона.
Уроки для начинающих на сайте http://www.coreldrawgromov.ru/ позволят вам в свободное время освоить основные приёмы работы в векторном графическом редакторе CorelDraw.
Вопросы и задания
- Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу ,содержащейся в электронном приложении к учебнику .Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебнике?какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?
- Для чего предназначены графические редакторы?имеете ли вы опят работы в графическом редакторе ?Если да,то опишите этот редактор.
- Перечислите основные элементы интерфейса графического редактора.
- Опишите основные возможности растровых графических редакторов .
- Опишите основные приемы работы в графическом редакторе Gimp.
- Почему с помощью цветовой модели HSB человеку более удобно подбирать нужный цвет ,чем с помощью цветовой модели RGB?
- В каком редакторе ,растровом или векторном ,вы будете редактировать фотографию?
- Что такое графический примитив?
- Опишите основные возможности векторных графических редакторов
- Сравните результаты всевозможных преобразований фрагментов изображений в растровом и векторном редакторах.
- Некое растровое изображение было сохранено в файле как 256-цветной рисунок.во сколько раз уменьшится информационный объем файла,если это изображение сохранить как монохромный (черно-белый без градаций серого) рисунок?
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Графический редактор — программа, позволяющая создавать и редактировать изображения с помощью компьютера.
Основными элементами интерфейса любого графического редактора являются: строка заголовка, строка меню, рабочая область, панели инструментов, палитра, строка состояния.
Различают растровые и векторные графические редакторы.Большинство растровых графических редакторов ориентированы не столько на создание изображений ,сколько на их обработку .Векторные графические редакторы ,наоборот ,применяются для создания изображений .