Система управления базами данных
Ключевые слова:
1.6.1.Что такое СУБД
Программное обеспечение для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации называется системой управления базами данных (СУБД).
Программное обеспечение для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации называется системой управления базами данных (СУБД).
С помощью СУБД пользователь может:
- создавать структуру базы данных;
- заполнять базу данных информацией;
- редактировать (исправлять, дополнять) структуру и содержание базы данных;
- выполнять сортировку (упорядочение) данных;
- осуществлять поиск информации в базе данных;
- выводить нужную информацию на экран монитора, в файл и на
бумажный носитель;
- устанавливать защиту базы данных.
Именно наличие СУБД превращает огромный объём хранимых в компьютерной памяти сведений в мощную справочную систему, способную быстро производить поиск и отбор необходимой нам информации.
система управления базами данных
1.6.2. Интерфейс СУБД
Существуют СУБД, с помощью которых создаются крупные промышленные информационные системы. Для работы с этими системами нужны специальные знания, в том числе владение специализированными языками программирования.
Для ведения личных баз данных, а также баз данных небольших организаций используются более простые СУБД, работать с которыми могут обычные пользователи. Наиболее распространёнными СУБД такого типа являются Microsoft Access и OpenOffice.org Base. При запуске любой из них на экран выводится окно, имеющее строку заголовка, строку меню, панели инструментов, рабочую область и строку состояния (рис. 1.14).
рис.1.14
Основными объектами СУБД являются таблицы, формы, запросы, отчёты.
Таблицы — это главный тип объектов. С ними вы уже знакомы. В таблицах хранятся данные. Реляционная база данных может состоять из множества взаимосвязанных таблиц.
Формы — это вспомогательные объекты. Они создаются для того, чтобы сделать более удобной работу пользователя при вводе, просмотре и редактировании данных в таблицах.
1.6.3. Создание базы данных
В качестве примера рассмотрим процесс создания базы данных «Наш класс». Она будет состоять из одной таблицы, имеющей следующую структуру:
СПИСОК (КОД, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ДАТА РОЖДЕНИЯ, ПОЛ,
РОСТ, АДРЕС, УВЛЕЧЕНИЕ, НАЛИЧИЕ ПК).
Поля КОД и РОСТ будут числовыми; поле ДАТА РОЖДЕНИЯ будет иметь тип дата; поле НАЛИЧИЕ ПК будет логическим; все остальные поля будут иметь текстовый тип. Поле КОД можно считать ключом таблицы базы данных (рис. 1.15).
-
Имя поля
Тип поля
Код
Числовой
Фамилия
Текстовый
Имя
Текстовый
Дата рождения
Дата
Пол
Текстовый
Рост
Числовой
Адрес
Текстовый
Увлечение
Текстовый
Наличие ПК
Логический
Рис. 1.15. Имена и типы полей БД «Наш класс»
Создание базы данных начинается с открытия файла, в котором она будет храниться. Для этого нужно после запуска программы OpenOffice.org Base следовать указаниям мастера баз данных:
1)создать новую базу данных;
2)зарегистрировать базу данных (указать путь и имя файла).Далее следует описать структуру таблицы (указать имена и типы
всех полей) и ввести данные в таблицу.
Данные можно вводить непосредственно в таблицу (рис. 1.16), а можно создать для этого специальный шаблон — форму (рис. 1.17).
Система управления базами данных
Рис. 1,16. Таблица для ввода данных
Рис. 1.17. Формы для ввода данных
После выполнения всех перечисленных выше действий будет получен следующий результат — рис. 1.18.
Рис. 1.18. Таблица «Список» базы данных «Наш класс»
Созданная и сохранённая база данных в дальнейшем может быть открыта для добавления новых записей, исправления и удаления существующих, изменения содержимого отдельных полей и структуры всей таблицы.
Данные из таблиц можно упорядочить по некоторому признаку. Например, фамилии учеников в классном журнале записывают в алфавитном порядке; телепередачи в программе — в соответствии со временем их выхода в эфир; уроки в расписании — по возрастанию их порядковых номеров.
Упорядочение данных по возрастанию или убыванию значений некоторого признака называют сортировкой. Для выполнения сортировки указывают имя поля (имена полей), по которому будет произведена сортировка, и её порядок (возрастание или убывание значений поля).
1.6.4. Запросы на выборку данных
После того как база данных создана, её можно использовать в качестве справочной системы.
Таблица, содержащая интересующие пользователя сведения, извлечённые из базы данных, называется справкой или запросом; она содержит только те записи и их поля, которые содержатся в запросах на выборку данных, удовлетворяющих заданным условиям (условиям выбора).
В командах СУБД условия выбора записываются в форме логических выражений, сформированных из высказываний на естественном языке (табл. 1.6).
В логических выражениях имена полей базы данных связываются с определёнными значениями этих полей операциями отношений:
= равно;
<> не равно;
< меньше;
> больше;
<= меньше или равно (не больше);
>= больше или равно (не меньше).
На уроках математики вы применяете эти операции, составляя и решая числовые равенства, неравенства и их системы.
Операции отношений применимы и к текстовым полям. Их сравнение построено на лексикографическом принципе: из двух слов меньшим считается то слово, первая буква которого идёт по алфавиту раньше; если первые несколько букв двух слов одинаковы, то сравнение производится по первой различающейся букве; если более короткое слово совпадает с началом более длинного слова, то первое считается меньшим.
Таблица 1.6
Условия выбора — простые логические выражения
-
№
Высказывание
Логическое выражение
Номер записи
Значение
1
Рост ученика не превышает 160 см
РОСТ <=160
1
ИСТИНА
4
ЛОЖЬ
2
Ученик увлекается футболом
УВЛЕЧЕНИЕ='футбол'
1
ИСТИНА
2
ЛОЖЬ
3
Фамилия ученика - Патрина
ФАМИЛИЯ='Патрина'
6
ИСТИНА
1
ЛОЖЬ
4
Ученик не увлекается танцами
УВЛЕЧЕНИЕ<>'танцы'
2
ЛОЖЬ
1
ИСТИНА
5
Ученик родился в 1996 году или позже
ДАТА>#31.12.95#
3
ИСТИНА
10
ЛОЖЬ
6
Ученик имеет персональный компьютер
НАЛИЧИЕ ПК=1
7
ИСТИНА
9
ЛОЖЬ
Значение поля текстового типа и некоторая текстовая величина равны, если они содержат одинаковое количество символов и все их символы, стоящие в позициях с одинаковыми номерами, совпадают.
При сравнении текстовых величин следует иметь в виду, что пробел — это тоже символ, хотя он и «меньше» любой буквы.
Сравнение дат построено так: одна дата считается меньше другой, если она относится к более раннему времени. Например, истинными будут следующие отношения:
01.11.95<02.11.95;
29.11.95<02.12.95;
29.11.95<01.11.96.
Условия выбора могут задаваться не только простыми, но и сложными логическими выражениями, содержащими логические операции (табл. 1.7). С основными логическими операциями И, ИЛИ, НЕ вы познакомились в 8 классе.
Таблица 1.7
Условия выбора — сложные логические выражения
№ |
Высказывание |
Логическое выражение |
Номер записи |
Значение |
1 |
Рост ученика больше 160 см, и сам ученик увлекается плаванием |
РОСТ>160 И УВЛЕЧЕНИЕ - 'плавание' |
4 |
ИСТИНА |
10 |
ЛОЖЬ |
|||
2 |
Рост ученика больше 160 см или ученик увлекается плаванием |
РОСТ>160 ИЛИ УВЛЕЧЕНИЕ - 'плавание' |
10 |
ИСТИНА |
1 |
ЛОЖЬ |
|||
3 |
День рождение Ольги не 09.05.96 |
ИМЯ — 'Ольга' И ДАТА #09.05.96# |
4 |
ИСТИНА |
7 |
ЛОЖЬ |
С помощью запросов пользователь может быстро найти в базе данных и вывести на экран компьютера интересующую его информацию. Но для решения большинства практических задач найденную информацию необходимо представить в определённой форме и подготовить к выводу на печать. Этот этап работы называется подготовкой отчёта.
Вопросы и задания
1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Используйте эти материалы при подготовке ответов на вопросы и выполнении заданий.
2. Что такое СУБД?
3. Какая СУБД установлена на компьютерах в вашем классе?
4. С чего начинается создание СУБД?
5. Перечислите основные объекты СУБД. Какие функции они выполняют?
6. Какова цель запроса на выборку?
Самое главное
Программное обеспечение для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации называется системой управления базами данных (СУБД).
Основными объектами СУБД являются таблицы, формы, запросы, отчёты.
С помощью запросов на выборку данных, удовлетворяющих за данным условиям (условиям выбора), пользователь получает из базы данных только те записи и их поля, которые ему нужны. В командах СУБД условия выбора записываются в форме логических выражений.